Помнится мне, летом 2007 года мы с моим другом первый раз посетили город Ростов-на-Дону, для нас, в то время еще ни разу не бывавших на юге, город показался сказочным, а его относительная близость к морю, чем-то притягательным. Спустя некоторое время, когда морские города нам все же покорились, Ростов в памяти отозвался не таким уж волшебным и близким к морю, он отозвался крупным, пыльным городом, городом в котором живет наш сегодняшний герой – Dusty.
К слову сказать, Коля, владелец HondaCivic, о которой и планировалось рассказать, оказался крайне интересным и увлеченным человеком и наш разговор плавно перешел в нечто большее, чем просто перечисление «спеков» автомобиля. Что из этого получилось судить вам, нашим читателям.
WCO: Привет Коль, для начала расскажи не много о себе, откуда родом, чем зарабатываешь, как отдыхаешь, хобби, интересы?
Николай: Привет, я родом из Ростова-на-Дону, жил здесь всегда, люблю свой город, медленный, пыльный, красивый. Зарабатываю дизайном интерьера имея личную дизайн-студию, в принципе работа не должна отличатся от дел которые приносят удовольствие, а так как я человек с творческим подходом, то у меня нет чёткой грани между работой и хобби, так что интерьером я зарабатываю. Отдыхаю? Я всегда отдыхаю, нет, ну есть конечно напряжённые деньки, но весь процесс не имеет у меня чётких границ в виде будней и выходных с отрывом. Сменять обстановку люблю методом путешествий, на всём что движется. Люблю в автобусах иной раз прокатиться, посмотреть на людей. Хобби -это автомобили конечно, «лоурайдинг» в его проявлениях. Интересы, интересно очень много, от геополитики, до грязного панка. Вообще люблю в лентах позалипать, что отнимает кучу времени, а толк минимальный.
WCO: Хорошо, тюнинг, доработка, как угодно, имеет кучу проявлений. Почему твое увлечение вылилось в «лоу-культуру»?
Николай: Вообще, если копнуть в детство, то там я уже любил автомобили по непонятной причине, так как автолюбителей в семье никогда не было и нет. Тогда меня уже волновал дизайн, я собирал огромное количество «Turbo» вкладышей от жвачек, после, повзрослев, и накопив на свой первый 2107, начались эксперименты на интуитивном уровне, уже в том 2005 году были запилены пружины, но субкультура «лоурайдинга» от меня была ещё далека. Меня не устраивал ни «Форсаж», ни сток. Хотелось сделать что-то совсем новое, но тем не менее не выпасть из эстетического восприятия. Потом уже на пути встретился ранний «РЛК»(RadicalLowCars) и чистые, низкие «хонды»; и тут уже началось вовлечение в «лоурайдинг»
WCO: Через ранний «РЛК» прошло много проектов, что ты вынес для себя? И что тебя еще вдохновляло?
Николай: До «РЛК» я уже заинтересовался чистыми «хондами», это была альтернатива обвесам, тонеру, и другому несуразному и надоевшему. Тогда начал зарождаться термин среди «хондаводов» – JDM style, он обозначал чистоту, функционал, занижение; но это понятие скорее переходное, чем базовое. Вообще я сейчас говорю об истоках зарождения «стенс» движения в России как такового. На VAG сцене там тоже уже что-то происходило, но я в этом не компетентен. На «РЛК» спектр граней был очень широк и хотелось всё быстро впитать и осознать. Первое что зацепило – это d’Oliva Вани Федорова с «ОД»(OnlyDropped), этот проект для многих значимый. Потом я уже попал на «РЛК», и это была 21063 «Красоватора», на разварках и изолентой на фарах, проект 21099 «Лимонга» тоже не прошёл мимо, но это уже «олдскулу» и «андерграунду» Российской сцены, Гольф “D” – один из самых чистых на то время. Вообще, вдохновляло само движение и его кулуарность, ведь тогда низким автомобилем можно было удивить любого, сейчас уже никого. Занижение стало мейнстримом даже в периферийных городках, а раньше, я помню мы боролись за чистоту проектов на просторах «Д2». Наверное большинство читателей даже не поймут о каких проектах я пишу.
WCO: Те, кто читает между строк, поймут. Хорошо, ну а что дальше, ведь на хондах свет клином не сошелся, твой интерес много шире, что еще? Я знаю что ты увлекаешься не только «стенс» сценой, но и классическим «лоурайдингом».
Николай: Скорее я вообще уже не увлекаюсь «стенс» сценой, в ней для меня остались только «хонды», а классический «лоурайдинг» открыл для меня новую ветвь серьёзного увлечения или даже нечто большее.
WCO:Лоурайдинг» в РФ, что это? Есть ли он вообще, или же пока это единичные, зачастую покупные проекты?
Николай: Может пока о «стенсе» поговорим?
WCO: Да я это к тому, что «лоурайдинг», по отношению к «стенсу», как побег из курятника в основном, я про РФ. Он в зародыше, а «стенс» везде, ну или «недостенс», не своего ли рода, это та же попытка быть в андеграунде, как и было с «стенсом» в РФ 5-7 лет назад?
Николай:Нет, в этом-то и всё дело, что в «стенс» сцене 90% сделано по моде, проекты сухие, нет души, проект на сезон, «вилсет» для фотосессии. Главное засветиться в каком-нибудь бложике и чтоб тачку можно было быстро переделать в сток и продать. «Стенс» с обретением популярности стал слишком меркантилен. Но, я думаю, что время подкорректирует состав и всё наладится. К «лоурайдингу» же нельзя относиться как «стенсу», ты либо «лоурайдер», либо водитель низкой Волги. Построить автомобиль похожий на классический «лоу» – это ещё не о чём не говорит. «Лоурайдинг»- это мировоззрение. Тут даже некий «колхоз» может быть обусловлен периодом постройки, например квадратные фары за место круглых, ну или всем ненавистный «Евро-Лоу», его нельзя понять без истории и воспринимать как чисто визуальный объект, так же «лоурайдинг» нельзя воспринимать чисто по картинкам. Так что для меня это не является побегом за славой.
WCO: К этому я и вел, среди этой огромной массы «стенса» есть правильные и «тру» проекты, в разрезе нашего менталитета, не ждет ли тоже самое «лоурайдинг»? Люди вырастут, заработают денег и все переосмыслят или же напротив, сделают что то для «вау эффекта» и исчезнут.
Николай: Этого не избежать, и даже сейчас уже есть такие проекты, подобные, но не являющиеся чем-то интересным. В «лоурайдинге» есть фильтр труднодоступности, как и базы под проект, так и всех аксессуаров, так что здесь такого эпичного бума не будет, но тренд на Волгу популяризуется.
WCO: Как ты относишься к популяризации «стенса» и «лоурайдинга»?
Николай:Положительно, но это должно быть качественно. По «стенсу» уже предостаточно информации, но вот жалко, что лишь единицы хотят углубляться в историю, думая, что после пяти фотографий они уже всё знают о культуре.
WCO: Так везде и во всем, это так сказать сопутствующий балласт. Что ты думаешь о развитии культуры «стенса» и «лоурайдинга» в РФ и СНГ, какая разница и в чем смысл?
Николай: Разница большая, вообще это два разных пути, но культура должна развиваться своим чередом. Лично для меня смысл в сохранении культуры и её адаптации, сохранении раритетных авто и не очень, развития вообще авто-культуры, так как этот пласт прошёл мимо нас по историческим причинам, а «стенс» на новых автомобилях для меня не совсем понятен, в плане мировоззрения.
WCO: Давай теперь немного отвлечемся от общего и поговорим о твоем, расскажи о своей машине.
Николай: Приобрёл я её в 2009, осознано выбирая между «хондой» и «бмв», склонился к первому по ряду многих причин, ну а позже уже влюбился в эту марку. Я долго ездил на стоке, приводя её в порядок и планируя общую концепцию. Были и глупые идеи, и диски на 10 дюймов, но я понял, что я обладаю консервативным, реставрационным подходом и соответственно здесь не будут сиять яркие цвета и не будет кричащего вида, откуда и вылилось имя Dusty.
WCO: Почему именно этот кузов?
Николай: Исходил из бюджета, хотелось что то по свежее но, как оказалась, зря переживал, старые «хонды» качественно сделаны и если за ними следить, то они не ломаются. Изначально хотел «хетч», бодрой комплектации и живой. Но, как оказалась, на местности их мало, чуть не разочаровался. Но в один прекрасный день я встретил «седан», и понял, что не о каком «хетче» не может идти речи. Живой, не «заколхоженный», с D16Z6, ждал меня, на все минусы я просто смотрел с улыбкой.
WCO: Строил ты его достаточно долго и кропотливо, мало где светя, на данном этапе как ты его оцениваешь?
Николай: Да, это точно, строил я его долго, но на самом деле я не спешил и делал всё осмысленно, дабы не жалеть потом о сделанном. Ездил я и на статике в 3 см, потом «пневму» собрал. Пока проект не завершен, но он пришёл к финалу концепции с радикальным занижением. На данный момент результатом я доволен, хоть у меня и салон разобранный и есть косяки по кузову, да и вообще люблю я «ворк ин прогресс», так что некоторые видоизменения ещё впереди. Я пришёл к такому выводу, что проект рисовать у себя в голове задолго до его финальной стадии (лично для меня) достаточно скучно.
WCO: Тут не соглашусь, рисовать интересно, а вот видоизменять, еще интересней. Давай пробежимся по «спекам», хоть с виду все просто, но наверняка взгляд прошаренный найдет что то редкое.
Николай: Редкого много, даже стоковые 15-е диски от VTI встречаются редко, а с живыми колпаками, ещё реже. Долгие поиски были на многом. Самым большим сюрпризом является спойлер от той же VTI комплектации, оригинальный, в хорошем состоянии найти очень трудно, их сразу забирают, либо ставят высокие ценники. Губа оригинальная, тоже редкая, но сейчас вроде уже наладили поставки. Габаритная антенна, «хондовская», американские поворотники на седан, тоже не сыскать. Ну как ты понял, я заморачиваюсь на редких мелочах, из них и состоит проект. В салоне есть подкассетники в бороде – тоже довольно редкий экземпляр. Сейчас восстанавливаю стоковую кассетную магнитолу, но как оказалось это практически не реально, хорошо то, что нашёл под это дело альтруиста который понял мою задачу.
WCO: Почему по итогу ты пришел к «пневме»? Законы стиля, личные предпочтения или просто не хочется убивать днище?
Николай: Ну так как это каждодневный автомобиль и зимой и летом и концепция его была (до определённого времени) нацелена на исключительно низкое занижение, то разговоров о «статике» не могло быть. Если бы это был чисто проект без эксплуатации, то там был бы низкий «статик». Днище у меня убивается быстрее чем на статике, ибо езжу я практически на отбойниках.
WCO: Т.е. практичность все же присутствует, что по подвеске? Подробней, какие компоненты, менеджмент? Делал ли сам, какие сложности возникали?
Николай: Да, конечно, «пневма» ради того чтобы можно было передвигаться по делам. Вообще она начала собираться задолго ещё до появления всяких мастерских по пневмо-подвеске, наверно с первых комментариев на «РЛК» о таком виде подвески. Толком никто не знал что это, как работает и где купить подешевле. Стоят подушки «скания» от кабины, ибо туда больше ничего не помещается, и то пришлось поколдовать с подвеской. В подушках «сканивские» амортизаторы с переходниками на стоковые крепления. Клапана раздельные ½ на четыре контура, на «тру» фитинге с дросселями для регулирования скорости. Делал сам методам проб и ошибок, ибо не у кого было спрашивать. На такие «цивики» ставились в основном «болт-он» комплекты на пневмо-цилиндрах, так что теоретической частью я не обладал и пришлось пройти через многие переделки. Но на самом деле пневмо-подвеска в ближайшем будущем деинсталлируется.
WCO: Что бы это могло значить? Что за интрига? Что за деинсталл?
Николай: Подвеска приводится в статичное состояние, причём около стоковое, это новая ветвь развития Dusty. А «пневма», частично переходит в новый проект, более серьёзный и монументальный.
WCO: Твои планы на Dusty, теперь, в свете легкого пересмотра концепции, каковы они?
Николай: Ну это не пересмотр, а продолжение, только чуть в другом качестве. Я решил сделать статик для более агрессивного передвижения, возможно под капотом появятся новые штучки, но это пока рано обсуждать. А так, в эстетике, это будет сток как и был с щепоткой Mugen.
WCO: Я не силен в «япо-тюнинге», но если посмотреть в разрезе VAG`а, то знаю много примеров постройки редких машин с использованием редких «тюнячек» одного производителя, я тебя правильно понял?
Николай: Да, Mugen специализируется исключительно на хондах, даже заводские каталоги есть с продукцией Mugen.
WCO: Я про концепцию.
Николай: Вообще да, но это очень сложно, это сложнее чем искать стоковые, редкие «ништяки».
WCO: Согласен, но ни это ли есть затягивающий процесс?
Николай: Да, конечно проект затягивается, но меня это не тревожит совсем, «ворк ин прогресс»
WCO: Золотые слова, давай теперь попробуем немного приподнять завес тайны над Волгой, у тебя ведь недавно появилась 21, зачем?
Николай: «Зачем?» – вопрос тривиальный, на который я даже толком ответить не могу, но попытаюсь. Вообще, конечно я отталкиваюсь от личных предпочтений и приоритетов, да и по жизни привык решать творческие задачи. Не буду скрывать, но Волга мне ближе чем Impala, и задача у меня трудней нежели идти по протоптанной дорожке. То есть с одной стороны это проблема, а с другой это удовольствие. Адаптация «лоурайдинга» на советские автомобили интересна и непредсказуема, даже некоторые «сholo» советуют придерживаться родного автопрома, а не делать то, что уже сто раз сделано у них.
WCO: Ну и как ты оцениваешь свои возможности и силы? Потянешь?
Николай: Я бы не брался, если бы не тянул. Вот, например раньше я хотел М20, но это задача мне показалась пока-что не посильной, много «головняка» с металлом и на хорошие кузова ценники приличные, плюс ещё и найти надо. Так что ограничился чем-то более реальным. Я вообще не люблю высокие планки, как правило, после их выполнения результат тебя не радует, не радует вложенными силами, всё должно быть соразмерно. Это тоже самое как кредит на иномарку – «Парень, оставайся тем кто ты есть, езди на жиге!»
Вот такой вот получился экскурс в мысли Коли, в его видение и понимание того, что происходит сейчас на нашей «лоу» сцене. Что к этому можно добавить? Каждый волен решать сам. Добавлю лишь, что Ростовская пыль, слегка развеялась и виной тому стал Dusty, вот такая тавтология.